Интернет переполнен предложениями о продаже типовых бизнес-процессов предприятия. Давайте разберёмся, откуда взялось это понятие, и стоят ли типовые бизнес-процессы тех денег, которые за них запрашивают.
Для определения списка подчинённых бизнес-процессов на каждом шаге построения дерева бизнес-процессов нужно ответить на вопрос: какими объектами нужно управлять, чтобы обеспечить достижение целей родительского бизнес-процесса? Ответом на этот вопрос и будет список дочерних бизнес-процессов.
Например, какими объектами должно управлять логистическое предприятие, чтобы обеспечить достижение целей своего главного бизнес-процесса - перевозок грузов?
Далее для выстраивания дерева бизнес-процессов нужно применить принципы декомпозиции к каждому из подпроцессов и действовать так до тех пор, пока детализация бизнес-процессов не окажется достаточной для их выполнения.
При всём разнообразии предприятий список объектов, которыми нужно управлять на этом уровне очень ограниченный:
Если далее заняться, например, декомпозицией бизнес-процесса «Управление персоналом», то выяснится, что список его возможных подпроцессов также ограничен:
И так по всем бизнес-процессам верхнего уровня: некоторые из них будут иметь универсальный характер и не являются специфическими для конкретного предприятия.
Этот факт наводит на мысль о том, что может быть построена универсальная структура дерева бизнес-процессов. И такие попытки идут с начала 90-х годов 20-го века, когда термин «бизнес-процесс» только появился.
Наиболее известной из таких попыток является Структура классификации бизнес-процессов, разработанная Американским центром производительности и качества.
Как только интерес к универсальным бизнес-процессам упал, методисты придумали новый продукт - отраслевые или референтные типовые бизнес-процессы. В принципе, логика понятна: если универсальные бизнес-процессы слишком «универсальны», конкретизируем их до уровня отрасли.
Судя по тому, что референтные модели бизнес-процессов можно также свободно скачать в интернете, их продажа не заладилась.
Действительно, типовая модель бизнес-процессов банка - это хорошо, но реальные бизнес-процессы конкретного банка с учётом менталитета собственников, правил ЦБ и особенностей российского рынка - это несколько другое. В общем, для настройки отраслевой модели таже придётся нанять специалиста.
Продавцы типовых решений продвинулись дальше, и теперь можно купить «типовые бизнес-процессы» любого бизнеса. Польстившиеся на дешевизну покупатели этого добра быстро обнаруживают, что порядка не добавилось, и матерят всю консалтинговую отрасль.
Любая компания, занимающаяся описанием бизнес-процессов, имеет свои «типовые бизнес-процессы», накопленные годами работы на рынке.
Однако, специалисты этого рынка знают, что шаблон любого бизнес-процесса нуждается в настройке под конкретное предприятие. Известно также, что сами по себе описания бизнес-процессов бизнес не улучшают, их ещё нужно внедрять, что самостоятельно удаётся редко.
В общем надежда купить по дешёвке типовые бизнес-процессы и навести с их помощью порядок - это иллюзия.
Начинать работу нужно с диагностики бизнес-процессов, продолжать описанием «как есть», оптимизацией «как должно быть» и заканчивать внедрением. Ну и не забывать, что бизнес-процессами нужно управлять.
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.
Если вам нужна финансовая и бухгалтерская поддержка, свяжитесь с нами сегодня.
Шаблон любого бизнес-процесса нуждается в настройке под конкретное предприятие.
В общем надежда купить по дешёвке типовые бизнес-процессы и навести с их помощью порядок - это иллюзия.
Начинать работу нужно с диагностики бизнес-процессов, продолжать описанием «как есть», оптимизацией «как должно быть» и заканчивать внедрением.
Ну и не забывать, что бизнес-процессами нужно управлять.
Поделитесь этими знаниями со своими коллегами
Мы будем рады назначить бесплатную консультацию, чтобы обсудить ваши потребности и бизнес-задачи в удобное для вас время.
чтобы узнать больше!
Подпишитесь на нашу рассылку бизнес-материалов и получайте информацию, необходимую для роста вашего бизнеса.