Стоят ли типовые бизнес-процессы тех денег, которые за них запрашивают.

Интернет переполнен предложениями о продаже типовых бизнес-процессов предприятия. Давайте разберёмся, откуда взялось это понятие, и стоят ли типовые бизнес-процессы тех денег, которые за них запрашивают.

Для определения списка подчинённых бизнес-процессов на каждом шаге построения дерева бизнес-процессов нужно ответить на вопрос: какими объектами нужно управлять, чтобы обеспечить достижение целей родительского бизнес-процесса? Ответом на этот вопрос и будет список дочерних бизнес-процессов.

Например, какими объектами должно управлять логистическое предприятие, чтобы обеспечить достижение целей своего главного бизнес-процесса - перевозок грузов?

Далее для выстраивания дерева бизнес-процессов нужно применить принципы декомпозиции к каждому из подпроцессов и действовать так до тех пор, пока детализация бизнес-процессов не окажется достаточной для их выполнения.

При всём разнообразии предприятий список объектов, которыми нужно управлять на этом уровне очень ограниченный:

  • продукт,
  • производство товаров и/или оказание услуг,
  • отношения с контрагентами,
  • персонал,
  • инфраструктура (филиалы, оборудование, мебель и т. д.),
  • финансы,
  • развитие.

Если далее заняться, например, декомпозицией бизнес-процесса «Управление персоналом», то выяснится, что список его возможных подпроцессов также ограничен:

  • Планирование персонала,
  • Найм сотрудников
  • Сопровождение (ротация, отпуска, больничные, поощрения, наказания)
  • Увольнение сотрудников
  • Управление обучением
  • Управление корпоративной культурой

И так по всем бизнес-процессам верхнего уровня: некоторые из них будут иметь универсальный характер и не являются специфическими для конкретного предприятия.

Этот факт наводит на мысль о том, что может быть построена универсальная структура дерева бизнес-процессов. И такие попытки идут с начала 90-х годов 20-го века, когда термин «бизнес-процесс» только появился.

Наиболее известной из таких попыток является Структура классификации бизнес-процессов, разработанная Американским центром производительности и качества.

Как только интерес к универсальным бизнес-процессам упал, методисты придумали новый продукт - отраслевые или референтные типовые бизнес-процессы. В принципе, логика понятна: если универсальные бизнес-процессы слишком «универсальны», конкретизируем их до уровня отрасли.

Судя по тому, что референтные модели бизнес-процессов можно также свободно скачать в интернете, их продажа не заладилась.

Действительно, типовая модель бизнес-процессов банка - это хорошо, но реальные бизнес-процессы конкретного банка с учётом менталитета собственников, правил ЦБ и особенностей российского рынка - это несколько другое. В общем, для настройки отраслевой модели таже придётся нанять специалиста.

Продавцы типовых решений продвинулись дальше, и теперь можно купить «типовые бизнес-процессы» любого бизнеса. Польстившиеся на дешевизну покупатели этого добра быстро обнаруживают, что порядка не добавилось, и матерят всю консалтинговую отрасль.

Любая компания, занимающаяся описанием бизнес-процессов, имеет свои «типовые бизнес-процессы», накопленные годами работы на рынке.
Однако, специалисты этого рынка знают, что шаблон любого бизнес-процесса нуждается в настройке под конкретное предприятие. Известно также, что сами по себе описания бизнес-процессов бизнес не улучшают, их ещё нужно внедрять, что самостоятельно удаётся редко.

В общем надежда купить по дешёвке типовые бизнес-процессы и навести с их помощью порядок - это иллюзия.

Начинать работу нужно с диагностики бизнес-процессов, продолжать описанием «как есть», оптимизацией «как должно быть» и заканчивать внедрением. Ну и не забывать, что бизнес-процессами нужно управлять.

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru.

 Если вам нужна финансовая и бухгалтерская поддержка, свяжитесь с нами сегодня.

Шаблон любого бизнес-процесса нуждается в настройке под конкретное предприятие.

В общем надежда купить по дешёвке типовые бизнес-процессы и навести с их помощью порядок - это иллюзия.

Начинать работу нужно с диагностики бизнес-процессов, продолжать описанием «как есть», оптимизацией «как должно быть» и заканчивать внедрением.
Ну и не забывать, что бизнес-процессами нужно управлять.

Поделитесь этими знаниями со своими коллегами

Мы будем рады назначить бесплатную консультацию, чтобы обсудить ваши потребности и бизнес-задачи в удобное для вас время.

чтобы узнать больше!

подписка и регистрация

Подпишитесь на нашу рассылку бизнес-материалов и получайте информацию, необходимую для роста вашего бизнеса.

© информационно-аналитическое пространство консалтинговой компании PCM