5 ключей к точному прогнозированию денежных потоков

Недостаток денежных средств — это не только признак плохого планирования, но и одна из основных причин банкротства компаний.

Прогнозирование денежных потоков вашей компании может быть непростой задачей из-за множества переменных, которые определяют, сколько денежных средств вам потребуется для работы, по сравнению с имеющимися средствами.

Проблемы прогнозирования денежных потоков

Основная проблема прогнозирования денежных потоков заключается в том, что оно часто не обеспечивает точность, необходимую для принятия взвешенных бизнес-решений.

Почти 90% финансовых директоров крупных компаний оценивают точность прогнозирования денежных потоков как «неудовлетворительную».

Спросите любого финансового директора об этом процессе, и он скажет вам, что неточности часто возникают из-за двух факторов: нехватки ресурсов и отсутствия коммуникации.

Ваши результаты будут настолько же эффективными, насколько эффективны ваши действия. Бизнес-подразделения внутри организации также должны найти более эффективные способы сообщать о своих прогнозах и проблемах.

Ключи к точному прогнозированию денежных потоков

Несмотря на то, что не существует «волшебной таблетки», способной решить все проблемы с прогнозированием денежных потоков в каждой компании, наличие правильных процессов — это хорошее начало.

То, что и как вы измеряете, будет зависеть от вашего бизнеса, отрасли и целей. Например, у сезонного бизнеса, который генерирует 80% продаж всего за два месяца в году, потребности в денежных средствах будут отличаться от потребностей бизнеса, доходы которого стабильны в течение всего года.

Итак, как составить точный прогноз движения денежных средств?

Вот пять советов, которые помогут вашей организации повысить точность этого процесса, что увеличит шансы вашей компании на выживание и обеспечит вас ресурсами, необходимыми для роста.

  1. Налаживание каналов связи

Последствия неточного прогноза могут быть серьёзными. Компания может взять взаймы больше, чем ей нужно, чтобы выполнить условия, которые не будут выполнены.

С другой стороны, она может без необходимости простаивать. Лучший способ избежать любого рода кризиса ликвидности в вашей организации — обучить высшее руководство важности прогнозирования, а также механике этого процесса.

Как и в случае с любым другим успешным процессом в компании, коммуникация является одним из ключевых факторов точного прогнозирования движения денежных средств. Для составления эффективного прогноза требуется участие множества сотрудников вашей организации, которые могут предоставить важные цифры и ценную информацию, которая поможет лучше понять, что влияет на показатели.

  1. Не путайте денежный поток с выручкой.

И выручка, и денежный поток используются в качестве показателей, помогающих инвесторам или аналитикам оценить финансовое состояние компании, но выручка является показателем эффективности продаж и маркетинга, в то время как денежный поток — это скорее показатель ликвидности или управления денежными средствами.

Денежный поток включает в себя операционные доходы от продаж и денежные поступления, не связанные с продажами. Компании часто генерируют или получают денежные средства различными способами, не связанными с их основной деятельностью.

Критически важное значение денежных потоков заключается в том, что компания должна оставаться на плаву; у неё всегда должно быть достаточно денежных средств для выполнения краткосрочных финансовых обязательств.

В то время как выручка от продаж — это показатель одностороннего притока денежных средств, а не какой-либо другой тип транзакций, денежный поток — это показатель денежных средств, поступающих в компанию в виде выручки от продаж, а также другими способами. Поэтому, в отличие от выручки, денежный поток может быть отрицательным числом или значением.

  1. Определите свои притоки и оттоки

Для любого финансового директора многое из этого является элементарным, но ваш прогноз движения денежных средств должен быть подробным анализом финансового положения вашей компании по отношению к притоку и оттоку денежных средств. Для начала, сколько денег вы получите в течение рассматриваемого периода и из каких источников? Это не показатель способности вашей компании производить товары или услуги, а скорее то, что будет получено в качестве оплаты за товары и услуги.

Для начала можно использовать исторические данные о продажах, но при этом необходимо учитывать макроэкономические факторы, такие как уровень доверия потребителей и даже доверие малого бизнеса, если вы полагаетесь на продажи B2B. Очевидно, что продажи не всегда будут стабильными, поэтому разработанные вами каналы связи дадут вам ценную информацию о других факторах и движущих силах бизнеса, которые могут повлиять на эти показатели.

Изменились ли какие-либо условия или отношения с поставщиками, которые могут повлиять на скорость или сумму оплаты за товары или услуги? Ваши системы должны уметь выявлять закономерности в переводах средств от должников, что позволяет более точно прогнозировать. Изменились ли в последнее время цены, которые повлияют на ваши показатели?

Возможно, ваша компания планирует выпуск нового продукта, который повлияет на продажи, или у неё может быть отзыв продукции, который нарушит ваши прогнозные показатели. Вспомните, что только что произошло с Hyundai и Kia — почти 170 000 их электромобилей были отозваны из-за проблем с программным обеспечением.

При прогнозировании расходов вам нужно будет учитывать как постоянные, так и переменные затраты, проводя между ними различие. Очевидно, что у вашего бизнеса будут какие-то накладные расходы, в том числе заработная плата, аренда и коммунальные услуги, которые вы оплачиваете. Хотя некоторые из этих расходов могут увеличиться во время активного ведения бизнеса, вы должны уметь прогнозировать их с достаточной точностью.

Переменные расходы будут меняться в зависимости от объёма производства и продаж. К ним относятся себестоимость проданных товаров (COGS), а также повторяющиеся переменные расходы, такие как квартальные налоги, сезонные запасы и месяцы с дополнительным периодом оплаты.

Сроки этих платежей имеют решающее значение для точного прогнозирования. Предположим, что ваши затраты на производство составляют 60%, и вы планируете продать товаров на 100 000 000 рублей в течение первого квартала. Чтобы покрыть эти продажи, вам понадобится товар на 60 000 000 рублей, но не все эти деньги могут потребоваться сразу. Вам придётся немедленно оплатить труд, но сырьё может поставляться в кредит на 90 дней или дольше.

Ваша компания также должна точно прогнозировать любые единовременные расходы, которые она планирует. К ним могут относиться покупка оборудования, программы обучения сотрудников и ежегодные премиальные выплаты. Если вы сомневаетесь в целесообразности потенциальных расходов, лучше включить их в прогноз на всякий случай.

  1. Создайте несколько сценариев.

При составлении прогноза движения денежных средств может быть полезно создать несколько различных сценариев. Предположим, что вы работаете в отрасли, в которой потенциальное повышение тарифов может негативно сказаться на вашем бизнесе в будущем. Этого ещё не произошло, но было бы полезно знать, как изменится ваше финансовое положение, если это произойдёт.
Создав несколько сценариев с учётом будущих денежных потоков вашей компании, вы сможете визуализировать влияние определённых условий в будущем, а также при необходимости быстро адаптировать процессы вашей компании. Если вы автоматизировали процесс прогнозирования, эти сценарии должны быть достаточно простыми в создании, чтобы вам не пришлось действовать в режиме реагирования в будущем.

  1. Публикуйте, отслеживайте и корректируйте результаты.

Ни один прогноз движения денежных средств не должен быть высечен на камне, поскольку могут быть клиенты, которые не заплатят, продажи, которые не состоятся, или непредвиденные расходы, которые возникнут.

Как только вы опубликуете прогноз, продолжайте отслеживать результаты в режиме реального времени, насколько это возможно. Это позволит вам выявить возможности для улучшения вашего процесса и, возможно, иногда воспользоваться более выгодным положением с денежными средствами.

Поскольку лишь немногие компании попадают в свой прогноз в точности, показатель точности движения денежных средств является одним из степеней. Как компания, вы решаете, какой разброс является приемлемым, и стремитесь достичь этой цели. Например, вас может устраивать разброс в 5% в целом, но для определённых категорий у вас могут быть другие цели.

У большинства организаций нет финансовых возможностей, чтобы пережить даже краткосрочный кризис с денежными потоками, поэтому важно иметь под рукой точные прогнозы.

Крупным и сложным организациям следует составлять ежемесячный прогноз как минимум на шесть месяцев, а лучше на год.

Прогнозирование движения денежных средств может оказаться непростой задачей, но это жизненно важно. Этот критически важный процесс не только покажет вам, сколько денежных средств ожидается от вашего бизнеса, но и то, что потребуется для финансирования будущего расширения и оборотного капитала.

Хотя ваши прогнозы никогда не будут точными на 100%, вы разовьёте в себе невероятную способность предсказывать будущее, если раньше, а не позже выделите необходимые ресурсы для прогнозирования движения денежных средств.

Команда финансовых консультантов РСМ, могут помочь вам с прогнозированием движения денежных средств

 Если вам нужна финансовая и бухгалтерская поддержка, свяжитесь с нами сегодня.

Недостаток денежных средств — это не только признак плохого планирования, но и одна из основных причин банкротства компаний.

Несмотря на то, что не существует «волшебной таблетки», способной решить все проблемы с прогнозированием денежных потоков в каждой компании, наличие правильных процессов — это хорошее начало.

Поделитесь этими знаниями со своими коллегами

Мы будем рады назначить бесплатную консультацию, чтобы обсудить ваши потребности и бизнес-задачи в удобное для вас время.

чтобы узнать больше!

подписка и регистрация

Подпишитесь на нашу рассылку бизнес-материалов и получайте информацию, необходимую для роста вашего бизнеса.

© информационно-аналитическое пространство консалтинговой компании PCM