Анализ мебельного рынка или кто заменит в России IKEA

Производство мебели в стране выросло в 2023 году на треть до 67 млн единиц, а оборот продаж составил 600 млрд руб.

Но 60% покупателей скучают по IKEA, что заставляет отечественные фабрики делать акцент на скандинавский стиль

Поставки же иностранной мебели на российский рынок в 2022 году сократились на 80 млрд руб., до 103,4 млрд руб.
Российские предприятия в тот год произвели мебели на 365 млрд руб.,

К началу 2024 года ситуация существенно не изменилась
России рост производства за 2023 год составил 34% в натуральном выражении, а доля иностранной мебели на рынке упала с 41% в 2022 году до 25% в 2023-м.

По данным Минпромторга, за семь месяцев 2023 года заметно приросло производство детских столов (на 70%), письменных столов (на 37%), диванов и кушеток (на 14%).
Цены на мебель в России на фоне этих процессов стабилизировались: по данным Росстата, в первой половине 2023 года цены на детские кровати выросли лишь на 10%.
2023 года цены начали расти из-за снижения курса рубля и подорожания импортной фурнитуры. Доля последней в себестоимости российской продукции, доходит до 40%.

Что подстегивает спрос на мебель

При одновременном «обмелении» импортных потоков и российского экспорта, 2023 год отечественная мебельная индустрия закончила с рекордными показателями.

Выпуск продукции год к году вырос на 33% и достиг 66,7 млн единиц.

Объем рынка вырос на 25% и достиг 496,8 млрд руб.,

Продажи мебели для дома в 2023 году выросли более чем на 11% и превысили 600 млрд руб.

Потенциал для роста мебельного рынка сохранится и в 2024 году на фоне рекордного объема ввода жилья в 2023 году и стабильного спроса в сегменте госзаказа.

Продажа квартир с меблировкой началась в 2019 году, и интерес продолжает расти. Сейчас практически все крупные строительные компании предлагают такую опцию»,

В Рослесинфорге приводили более скромные оценки, сочтя, что в 2023 году рынок отечественной мебели увеличился до 455,1 млрд руб. (на 12% год к году), а выпуск продукции — на 21%.

В организации отметили, что больше всего выросло производство шкафов (на 25% год к году, до 6,5 млн) и деревянных журнальных столиков (на 20%; до 788 тыс.).

В Рослесинфорге отметили также рост числа отечественных мебельщиков, производящих продукцию под своим брендом.

Оставшиеся в России иностранные производители практически отказались от импорта и перешли на комплектующие от российских поставщиков, добавили в организации.

С уходом IKEA и JYSK рынок мебельных магазинов потерял примерно 10% предложения, причем это предложение было в основном в нижнем и среднем ценовых сегментах. Снижение доходов граждан и их переход к стратегии экономии стимулировали покупки именно в этих сегментах. Поддерживал спрос и рост ипотечного строительства, выбрасывая на рынок квартиры, которым требовалась меблировка»,
на место ушедших западных мебельщиков пришли китайские и турецкие производители, отмечая конкуренцию в неравных условиях.
Отечественные производители при поставках мебели на турецкий рынок должны платить пошлину от 30 до 60%,
а наша пошлина для иностранных, в том числе турецких компаний, составляет 9–12%

Какая мебель нужна потребителям

В начале 2023 года 60% покупателей, несмотря на наличие 14 тыс. мебельных компаний в России, сожалели об уходе с российского рынка именно IKEA.

В то же время 79% респондентов сочли, что на рынке все же нашлись замены шведскому бренду, упоминая Hoff (29% опрошенных), «Шатуру» (19%), Leroy Merlin (15%), «Аскону» и «Много мебели» (по 10%).

В Ozon в октябре 2023 года приводили данные, что 32% граждан выбирают новую мебель по советам блогеров-дизайнеров, а 35% респондентов опроса «Яндекса» изучали сайты с отзывами.

При этом 77% респондентов покупали последний раз мебель в знакомом им магазине, а 36% ждали от продавцов предложений по программам лояльности.

В компаниях «ЮMoney» и «Платформа ОФД» сообщали, что граждане стали реже покупать дорогую мебель. В их исследовании говорится, что в первом квартале 2023 года уровень продаж мебели в России в ценовом сегменте 100–500 тыс. руб. снизился на 43% (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года), тогда как доля покупок в сегментах 30–50 тыс. и 50–80 тыс. руб. немного выросла. Средний чек мебельных покупок в этот период, по данным «ЮMoney» и «Платформы ОФД», снизился на 23% и достиг 22,7 тыс. руб.

В отчете компании E-Promo о перспективах мебельного рынка в РФ на 2023–2024 годы говорится о росте спроса потребителей на мебель в скандинавском стиле.
«Но это связано не с уходом IKEA с рынка, а с трендом на минималистичные интерьеры и универсальность мебели в данном формате», — отмечается в исследовании, где поясняется, что десять из 15 мебельных интернет-магазинов выделяют наличие мебели в скандинавском стиле.

Недостатка мебели в магазинах не ощущается. Другой вопрос в ее разнообразии и качестве.

Рост продаж мебели на маркетплейсах

Еще одним следствием ухода IKEA, а также снижения доходов населения стал рост онлайн-покупок.
Первыми, кто предложил санкционную IKEA, стали маркетплейсы. Они до сих пор удерживают и наращивают внезапно полученную долю рынка.

По отчетам Wildberries о годовом увеличении продаж мебели на 152%, а «Яндекс Маркета» — на 358%.

В E-Promo отмечают, что 60% участников рынка в этой ситуации сделали фокус на расширении ассортимента, разработав отдельные бренды для продажи на маркетплейсах. При этом 70% российских производителей мебели среднего и выше сегмента перешли к продаже более доступных коллекций, говорят опросы E-Promo.

«Производство бюджетной готовой продукции в отличие от мебели под заказ позволяет предоставить привлекательные условия для потребителей с более низкой покупательной способностью», — говорится в отчете.

в 2023 году покупатели мебели прежде всего смотрели на цену, также отмечая «соотношение цены и качества и сроков поставки».

Источник публикации:  https://www.rbc.ru/industries/news/65ddd3cc9a794727aa83bf21

подписка и регистрация

Подпишитесь на нашу рассылку бизнес-материалов и получайте информацию, необходимую для роста вашего бизнеса.

© информационно-аналитическое пространство консалтинговой компании PCM