Важен ли для бизнеса личный бренд основателя?

Генри Форд, Уолт Дисней, Габриэль Шанель и Стив Джобс успели выстроить бренд не только своим предприятиям, но и самим себе, став на долгие годы неотделимыми от редких неудач и постоянных успехов собственных компаний.
Однако в эпоху соцсетей слишком публичный владелец зачастую становится токсичным активом — Илон Маск не даст соврать.
Советами и наблюдениями делятся пять основательниц успешных российских брендов.


ВИКТОРИЯ МОЛДАВСКАЯ, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА БРЕНДОВ ОДЕЖДЫ CHOUX И ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ VIVA LA VIKA

viva

фото с сайта бренда

Я никак специально личный бренд не продвигала, мы с бизнесом росли вместе и параллельно. У меня всегда была потребность честно делиться своими знаниями и наработками, публично рефлексировать на какие-то темы, и это находило отклик.
При этом мой личный бренд всегда рос органически, я не имела относительно его развития никаких стратегий, в отличие от бизнеса.

Более того, я очень быстро поняла, что нельзя делать упор на одно лицо.
Потенциальный клиент должен находить себя среди предлагаемых образов. К тому же я не хотела попасть в ситуацию, при которой бизнес будет расти и расширяться, а я вместо работы над его развитием буду светить лицом.

Считаю, что тема личного бренда переоценена в информационном пространстве. Есть очень большое количество маркетинговых каналов, которые прекрасно работают.
Более того, я считаю, что это очень губительно для интровертов слушать про необходимость развития личного бренда из каждого утюга.
Я всегда говорю: если вам это не нравится, если это противоречит вашему естеству, то помимо говорящей головы есть 101 способ прийти к успеху.
И в завершение хочется сказать, что на определенном этапе развития бизнеса неразрывность личного бренда фаундера и бизнеса может сыграть злую шутку: это немного похоже на тюрьму. Когда все, что ты говоришь и делаешь, отражается на твоем бизнесе.


ТАТЬЯНА ФОМИЧЕВА, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА БРЕНДА ОДЕЖДЫ STUDIO 29

studio29

«Когда я создавала бизнес, о “личном бренде” в публичном пространстве никто не говорил.
Друзья и знакомые доверяли моему вкусу и были готовы покупать мои вещи (до создания марки все они были клиентами моего мультибрендового магазина).
Первыми покупателями стали как раз мои друзья. Потом я создала отдельный рабочий аккаунт, для которого я делала съемки на моделях и мало рассказывала о себе, потому что полностью была погружена во все процессы создания бизнеса — от производственных до маркетинговых.
У меня просто не было времени рассказывать об этом. То есть стратегия развития бренда через личный не рассматривалась из-за обстоятельств.
Да и на данный момент, для меня понятие “личный бренд” — это не соцсети с множеством подписчиков и лайков, а репутация и реальный опыт, которым я могу делиться и на который опираюсь.
Личный бренд — это реальные действия и поступки, которые говорят сами за себя. Мне нравится раскрывать себя как эксперта в построении модного бизнеса, а мой бренд — это визитная карточка моей экспертизы.


ЕЛЕНА ГЕРАСИМОВА, СООСНОВАТЕЛЬНИЦА SKINPROBIOTIС

крем

фото с сайта бренда

Я работала в малых и средних компаниях на позиции руководителя отдела, и мой бэкграунд — в системном и диджитал-маркетинге.
Это то, что я умею делать лучше всего, поэтому о запуске через личный бренд совсем не думала. Вместо этого мы начали с тестирования гипотез по продаже косметики через разные каналы. Одна из гипотез звучала так : людям важно выстроить доверие к продукту перед покупкой, поэтому им важно потреблять много контента.
Так как на разработку брендовых съемок времени было мало, первое время мне было проще опубликовать сторис со своим лицом или записать видео. То есть доверие к продукту таким образом действительно выстраивается быстрее. Но тут, скорее, играет человеческий фактор, нежели эффект блогера, так как аудитории на тот момент у меня и не было.

Свой блог я начала вести активнее, скорее, из личного желания поделиться маркетинговым опытом, вдохновить как можно больше девушек на рост. Это часть моей личной миссии, она никак не связана с компанией.
Обязательств перед брендом у меня как у блогера никаких нет, и инвестирую я в свой блог, соответственно, личные средства. Мой личный бренд нам сейчас помогает больше с точки зрения бизнес-развития. То есть я могу познакомиться с кем-то, найти нужные контакты. Плюс помогает выстраивать HR-бренд — когда мы публикуем вакансии, часто даем ссылку на меня как на сооснователя проекта, чтобы было видно, с кем нужно будет работать.
В этом отношении мой личный бренд работает, скорее, как HR-бренд основателя. Я считаю, что для нашей компании это даже важнее продаж, потому что верю — чем сильнее специалистов мы сможем привлечь в свою компанию, тем активнее она будет развиваться.

На мой взгляд, два сегмента, где личный бренд действительно может работать как маркетинговый инструмент, — это обучающие курсы (так как все-таки люди любят учиться у конкретных личностей и идут на энергию) и большие продажи B2B. Здесь образцовый кейс — Dodo Pizza, франшизы которой отлично продаются через фигуру основателя Федора Овчинникова, и я знаю еще ряд таких компаний.
Мне как сооснователю компании хочется, чтобы бизнес рос без привязки к моей личности. Потому что, во-первых, я верю, что построить международную компанию можно только на базе системы, которая работает и без тебя.


ВАРВАРА ВЕДЕНЕЕВА, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА БРЕНДА ФОТОКНИГ «ПЕРИОДИКА»

Понятие личного бренда в моем понимании намного шире одной лишь публичности и транслируемой экспертности.
Наверное, можно приравнять личный бренд к понятию репутации. И тогда строить “репутацию адекватного человека”, развивать ее. Это, к слову, задача длиной в жизнь.
Мы не пытаемся монетизировать репутацию, делать закуп на ее продвижение.
Еще одна интересная вещь — это то, что из понятия “личный бренд” многие берут слово “личный” и пишут в основном о себе, упуская вторую часть, бренд — это про поступки. Я бы задавала проверочный вопрос: “Какие кейсы, поступки отражают или выражают мой личный бренд?”.

Личный бренд и личные социальные сети — это разные вещи, но социальные сети не должны вызывать противоречивого впечатления от личного бренда, скорее — раскрывать его личную сторону или глубину.
Я считаю, что в принципе начинать что-то делать стоит с поиска ответа на вопрос “зачем”. Зачем мне нужен личный бренд? Чего я сам хочу от личного бренда, какие у меня ожидания? Сколько я могу тратить ресурсов на него? Готов ли я к открытости, к пристальному вниманию? Что даст личный бренд бизнесу?
В конечном счете мы возвращаемся к понятию целостности.
В мире, где каждый может быть любым, все-таки очень здорово быть собой и действовать, исходя из личных амбиций и целей, а не трендов».


АЛЕНА ЛОЗОВСКАЯ, СООСНОВАТЕЛЬНИЦА БРЕНДА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ RAZUMNO

бренд razumno

фото с сайта бренда

Личный бренд — это огромная ответственность.
Даже с моей небольшой аудиторией многие покупатели знают, что Razumno делает Алена. Когда у нас возникают недопонимания с покупателями (а это случается, может быть, раз в полгода), люди требуют мой телефон, чтобы Алена разобралась в ситуации. Плюс есть, конечно, ответственность в том, чтобы не матернуться, фильтровать политический контент и все что угодно на личные темы. Включается внутренний цензор, но я все же стараюсь быть настоящей.

Для меня лучший пример личного бренда — Мартин Маржела. Никто про него особо ничего не знает, при этом люди обожают бренд. Это круто. Иногда, наоборот, основатели могут переборщить со своей личностью. Важен баланс. Вот я узнала, кто делает Sporty & Rich (Эмили Оберг. — Прим. The Blueprint), и у меня как-то не совпал образ основательницы с ценностями, которые бренд транслирует в своих соцсетях. Потому порой основателям, возможно, и не стоит быть публичными, чтобы не навредить своему бренду».

подписка и регистрация

Зарегистрируйтесь, используя свой адрес электронной почты, чтобы получить бонусы и скидки.

Электронная почта *

Мы уважаем вашу конфиденциальность.

© ЖУРНАЛ ПИОН-R
   PEONY-R  MAGAZINE 2023